Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.

Тюменская область, г. Ишим,

ул. Рокоссовского, д. 26, зд. 1/2

Тел.: 8(912)923-20-88

Тел.: 8(34551)7-38-81

Тел.: 8(34551)7-44-58

E-mail: ckalfa2016@mail.ru

Vk: ooockalfa

Профессиональный комментарий к Закону (Статья 11.1. Правовой статус частного охранника)

Статья 11.1. Правовой статус частного охранника (введена Федеральным законом от 06.06.2005 №59-ФЗ)

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. (часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ)
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;

(п.7 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

(п.8 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

(п.9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

(п.10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п.11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Комментарий к статье 11.1.

Правовой статус – это совокупность прав, обязанностей и ответственности сотрудника, который регламентируется как нормами профильного, так и общего законодательства. В данном контексте комментируемая статья не раскрывает основного содержания правового статуса, она определяет порядок получения и подтверждения этого статуса в виде удостоверения частного охранника.

Законодатель определил, что «право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника». Из приведенного текста видно, что правовым статусом частного охранника может обладать гражданин страны, получивший соответствующую квалификацию и сдавший квалификационный экзамен. Наличие правового статуса частного охранника подтверждается соответствующим удостоверением.

Из разработанного проекта постановления Правительства России о порядке сдачи квалификационного экзамена видно, что:

– квалификационный экзамен проводится в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных охранников (далее – образовательные учреждения);

– к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие профессиональную подготовку или повышение квалификации по соответствующей программе обучения;

– для организации приема квалификационного экзамена органом внутренних дел по субъекту Российской Федерации создается сводная экзаменационная комиссия (далее – комиссия) в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Комиссия рассматривает и принимает решения по всем возникающим в процессе приема квалификационного экзамена вопросам. Решение комиссии может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав комиссии включаются руководители и сотрудники подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности, которые должны быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и стаж работы в указанных подразделениях не менее 3 лет. В состав комиссии могут включаться руководители образовательных учреждений, имеющие стаж работы в данной сфере деятельности не менее 5 лет, представители органов образования, объединений и организаций, работающих в сфере частной охранной и сыскной деятельности;

– прием (проведение) квалификационного экзамена осуществляется представителем (представителями) комиссии одновременно с проведением выпускного экзамена в образовательных учреждениях по профессиональной подготовке частных охранников. На экзамене должен присутствовать представитель (представители) образовательного учреждения, проводившего обучение;

– для согласования даты и времени проведения квалификационною экзамена руководители образовательных учреждений не менее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения экзамена подают письменную заявку в комиссию с указанием количества экзаменуемых и предполагаемого времени начала экзамена. Комиссия утверждает дату, время и место проведения квалификационного экзамена.

Результаты сдачи квалификационного экзамена оформляются экзаменационным листом, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, подписанным представителями комиссии и образовательного учреждения, участвующими в проведении экзамена.

Экзаменационный лист представляется в комиссию, которая в течение 5 рабочих дней принимает решение о присвоении гражданину квалификации и выдаче соответствующего документа. После оформления документа, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена, экзаменационные листы передаются в образовательное учреждение и хранятся в течение 10 лет.

Документ о сдаче квалификационного экзамена подписывается председателем (представителем) комиссии, заверяется печатью и является приложением к свидетельству о прохождении обучения или повышения квалификации. Форма документа устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Вне всякого сомнения, порядок организации и приема квалификационного экзамена полностью является прерогативой МВД России, но при этом он не должен противоречить действующим международным и российским нормам права.

Во-первых, в рассматриваемой редакции с первых строк идет дискриминация среди членов экзаменационной комиссии: если для сотрудника подразделения лицензионной работы стаж в указанных подразделениях составляет не менее 3 лет, то для руководителя НОУ стаж работы в данной сфере деятельности не менее 5 лет, почему? Почему стаж работы сотрудника милиции рассчитывается как год за два для руководителя НОУ?

Во-вторых, действующее российское трудовое право в статье 196 ТК определяет, что работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин неоднократно подчеркивал, что для успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» необходимо повысить качество профессиональной подготовки кадров, что является общей задачей власти, бизнеса и учебных заведений. При этом бизнес должен стать полноправным участником учебного процесса и наравне с государством формировать номенклатуру востребованных специальностей и определять уровень подготовки кадров, вырабатывать критерии оценки качества подготовки специалистов. В этой связи представители общественных объединений работодателей и сами работодатели должны полноправно быть представлены в экзаменационной комиссии.

В-третьих, необоснованно забыты и представители самих работников в лице общественных объединений, и прежде всего профсоюзов негосударственной сферы безопасности. Международные документы ООН, МОТ и других организаций прямо указывают на это. Так, принятая Конференцией ООН 3-14 июня 1992 года «Повестка дня на XXI век» в разделе III главы 29 определила, что «профсоюзам, работодателям, правительствам и международным учреждениям следует сотрудничать в оценке потребностей в профессиональной подготовке в пределах их соответствующих сфер деятельности».

Частный охранник не имеет также права самостоятельно оказывать охранные услуги по договору с клиентом. Договор с клиентом заключается самим ЧОПом, имеющим соответствующую лицензию.

Частный охранник должен работать только по трудовому договору с охранной организацией (ЧОПом). Подчеркнем, что в отношениях между работодателем (ЧОПом) и частным охранником исключено оформление отношений гражданско-правовым договором (подряда, поручения и т.д.). Достаточно подробные разъяснения дает Инна Юрьевна Новикова в книге «Что необходимо сделать директору ЧОПа в 2009 году».

Приведем полностью эти пояснения без изменений.

«Трудовой договор. Как следует из статей 15, 56 ТК, под трудовым договором понимается соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В этом определении следует обратить внимание на следующие моменты: работник возмездно и лично выполняет в организации определенную трудовую функцию (а не определенную работу или услугу), подчиняясь при этом установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка. Статья 189 ТК определяет правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Таким образом, в трудовых отношениях работник занимает подчиненное положение по отношению к работодателю, хотя это состояние подчиненности основано на свободном волеизъявлении гражданина, совершаемом им при заключении трудового договора, после чего гражданин приобретает правовой статус работника со всеми вытекающими из этого последствиями, предусмотренными трудовым законодательством. В частности, работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным законодательством и коллективным договором; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации и т.д. Работодатель обязан обеспечить эти права.

В соответствии со статьей 58 ТК трудовой договор заключается на неопределенный срок. На определенный срок, который не может превышать пяти лет, трудовой договор заключается лишь в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в иных случаях, специально предусмотренных федеральным законом (статья 59 ТК).

Договор подряда. Статья 702 ГК определяет договор подряда как договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Обе стороны этого договора находятся в равном положении (то есть между ними отсутствуют отношения власти и подчинения) как в момент заключения договора подряда, так и в процессе его исполнения, поскольку на подрядчике (в отличие от работника) не лежит обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка заказчика, который вправе лишь проверять ход и качество выполняемой подрядчиком работы, но не вправе вмешиваться в его деятельность. Подрядчик не является штатным сотрудником предприятия.

Предметом договора подряда является результат работы подрядчика, а не выполнение им определенной трудовой функции, как это имеет место в трудовом договоре. Согласно статье 703 ГК договор подряда заключается на изготовление, переработку или обработку вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По общему правилу, установленному статьей 704 ГК, подрядчик выполняет работу своим иждивением, то есть из своих материалов, своими силами и средствами. Работник выполняет предусмотренную трудовым договором функцию всегда лично, то есть своими силами, но предоставление материалов и средств, необходимых для выполнения работы, является обязанностью работодателя. Согласно пункту 1 статьи 706 ГК подрядчик, если из закона или договора подряда не вытекает его обязанность выполнить предусмотренную в договоре работу лично, вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Работник таким правом не обладает, в силу чего привлечение им для выполнения своей трудовой функции других лиц противоречило бы существу трудового договора.

В отличие от работника, по общему правилу статьи 705 ГК, риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. Этот риск подрядчика состоит в том, что в случае указанных случайных событий подрядчик полностью или частично утрачивает право на оплату выполненной работы. С работником такого произойти не может, поскольку все аналогичные имущественные риски ложатся на работодателя, а работник сохраняет свое право на получение платы за выполнение им предусмотренной трудовым договором функции, даже если бы предполагаемый результат по не зависящим от работника обстоятельствам и не был достигнут.

Еще одним отличием договора подряда от трудового договора является невозможность заключения первого на неопределенный срок, поскольку согласно пункту 1 статьи 708 ГК существенными условиями договора являются начальный и конечный сроки выполнения работы.

На основании всего вышесказанного следует, что договор подряда с охранником заключен быть не может, поскольку его деятельность предполагает выполнение в организации определенной трудовой функции с предоставлением работодателем материалов и средств, необходимых для выполнения работы, соблюдение правил внутреннего распорядка, подчинение руководству организации».

Законодатель четко определил ограничения для получения правового статуса «частный охранник».

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;

(п.7 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

(п.8 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

(п.9 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

(п.10 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п.11 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 272 внес дополнения в часть 1 статьи 9 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», согласно которому обязательной дактилоскопической регистрации, кроме указанных в данной статье лиц, подлежат две категории граждан, имеющих отношение к частной охранной и детективной деятельности, а именно: 1)граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности (частные детективы); 2) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника (руководители частной охранной организации, частные охранники).
Под государственной дактилоскопической регистрацией понимается деятельность определенных субъектов, связанная с получением, учетом, хранением, классификацией и выдачей дактилоскопической информации. Целью ее является идентификация личности.
Указанный Федеральный закон предусматривает два вида государственной регистрации: добровольную и обязательную Частные детективы и охранники отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации.
Возникает вопрос, на каком основании детективы и охранники, как и другие категории граждан, подлежащие обязательной дактилоскопической регистрации, отнесены к числу лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации. В Законе нет четкого ответа на этот вопрос. Из смысла указанного Закона можно сделать вывод, что необходимость в этом обусловлена тем, что деятельность этих лиц сопряжена с риском для жизни. Кстати, в соответствии с классификатором опасных профессий, по степени риска охранники отнесены к первой категории.
Дактилоскопическую регистрацию осуществляют органы внутренних дел. Закон не определяет порядок прохождения дактилоскопической регистрации. Применительно к частным охранникам и частным детективам он будет прописан в Постановлении Правительства РФ.
Исходя из Концепции подготовки подзаконных актов, данный порядок будет включать в себя:
– цель проведения дактилоскопической регистрации частных охранников и детективов;
– какой орган внутренних дел будет проводить такую регистрацию;
– порядок обращения в орган внутренних дел претендентов на приобретение статуса охранника и детектива;
– перечень документов, который должны представить указанные лица для прохождения регистрации; какой документ выдается после прохождения регистрации и его содержание.
В соответствии со статьей 19 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации» финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный Федеральный закон не содержит каких – либо исключений в этой части. Поэтому в подзаконном акте не может быть прописана обязанность граждан, подлежащих дактилоскопической регистрации, оплачивать ее проведение.
Закон не предусматривает ответственности граждан в случае отказа от проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Другими словами, нельзя осуществлять дактилоскопическую регистрацию принудительно. Вместе с тем, отказ, например, частного охранника или детектива от прохождения указанной регистрации влечет для них определенные правовые последствия – соответственно отказ в выдачи лицензии на осуществление частной детективной деятельности или удостоверения частного охранника.

При этом получивший правовой статус частного охранника гражданин работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.

Нормы статьи 11.1. вводят четкие требования к осуществлению трудовых функций охранником с учетом специфики негосударственной частной охраны. Указаны и иные нормы, регулируемые действующим законодательством.

При этом в положении о правовом статусе как совокупности прав, обязанностей и ответственности охранника законодатель не в полной мере раскрывает содержательную сторону данной правовой нормы.

Рассматривая совокупность норм, определяющих права, обязанности и ответственность, мы вынуждены подразделять их на две большие группы. Во-первых, общие правовые нормы, закрепленные действующими законодательными и иными актами федерального уровня. Во-вторых, частные нормативы, определяемые локальными актами, издаваемыми работодателем и заказчиком охранных услуг.

В данной статье наше основное внимание будет уделено общим правовым нормам и тенденциям их развития в действующем законодательстве.

Права частного охранника

1. Являясь работником по трудовому договору, охранник имеет право на:

– заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

– предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

– рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

– полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

– объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

– участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

– ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

– защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

– разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

– обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст.21 Трудового кодекса РФ);

– дополнительное добровольное страхование жизни от несчастного случая за счет работодателя в соответствии ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации (часть первая ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

2. Права частного охранника при выполнении охранных функций

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

(п.2 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ)

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

(п.3 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ)

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

(п.6 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п.7 введен Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ)

В ходе осуществления частной охраной деятельности разрешено применение специальных средств и огнестрельного оружия только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 №15-ФЗ).

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях (ст.17 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»):

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях (ст.18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»):

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). (Ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №118-ФЗ.)

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом. (Ст.19 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».)

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами может производиться негосударственными учебными центрами по подготовке частных детективов и охранников, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями, а при отсутствии условий для такой подготовки – органами внутренних дел. (Ст.12 ФЗ «Об оружии» №150-ФЗ).

Необходимо отметить, что в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона №195178-4, который определяет:

«Частный охранник при выполнении трудовой функции, в соответствии с заключенным охранным предприятием договором с клиентом (заказчиком) на оказание охранных услуг, в пределах охраняемого объекта – в зданиях, строениях, сооружениях, транспортных средствах, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеет право:

1. требовать от работников охраняемых объектов и граждан, находящихся на территории охраняемых объектов соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов. Правила соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов устанавливаются клиентом (заказчиком) и не должны противоречить федеральному законодательству и должны быть доведены до сведения граждан, посещающих охраняемый объект.

2. проверять на охраняемых объектах у лиц документы, документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

3. производить осмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов, а также ввозимого (вывозимого), вносимого (выносимого) имущества с охраняемого объекта;

4. применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

5. оказывать в пределах трудовых функций содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

На основании указанных правил руководством охранного предприятия составляется инструкция частному охраннику на охраняемом объекте, которая не должна противоречить требованиям федерального законодательства, экземпляр которой в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения охраняемого объекта в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Частный охранник при выполнении трудовых функций обязан:

1) руководствоваться инструкцией охраннику на охраняемом объекте;

2) соблюдать конституционные и иные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать охрану охраняемых объектов от противоправных посягательств;

4) не препятствовать сотрудникам правоохранительных органов, прибывшим для исполнения служебных обязанностей на охраняемый объект при предъявлении ими документов, удостоверяющих личность;

5) незамедлительно информировать руководство охранного предприятия, а также соответствующие правоохранительные органы о ставшей известной информации о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также действиях, обстоятельствах, создающих угрозу безопасности людей;

6) предъявлять по требованию граждан, сотрудников правоохранительных органов удостоверение частного охранника.

На наш взгляд, этот законопроект в полной мере дополнит содержание статьи о правовом статусе частного охранника. Однако судьба законопроекта не (ясна до сегодняшнего дня.

3. Право охранника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Требования охраны труда и социальной защиты включают:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

– обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

– компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

(Ст.8 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ.)

Обязанности частного охранника

1. Охранник, как работник юридического лица с особыми уставными задачами, занятый на работах с вредными или опасными условиями труда, проходит обязательное предварительное (при поступлении на работу) и периодическое (как правило, не реже одного раза в год) медицинское освидетельствование для определения пригодности к работе и предупреждения профессиональных заболеваний, а также периодическую проверку частных охранников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. (Приказ МВД №568 от 17.08.2005г.)

2. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия. (Ст.18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».)

3. Как работник по трудовому договору, охранник обязан:

– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– выполнять установленные нормы труда;

– соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

– бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

– незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. (Ст.21 Трудового кодекса РФ.)

4. В области охраны труда охранник обязан:

– соблюдать требования охраны труда;

– правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

– проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

– немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания;

– проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

(Ст.15 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ.)

Конкретные трудовые обязанности работника закрепляются в заключаемом с ним трудовом договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте организации, а также в должностной инструкции, технических правилах и т.д.

Работник должен быть ознакомлен со своими обязанностями под расписку.

Ответственность частного охранника
Статья 21. Ответственность за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности

Нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

(В ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ.)

Уголовная
Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (Ст.203 УК РФ в ред. Федерального закона от 22.12.2083 №272-ФЗ.)

Административная

Незаконное осуществление частной охранной деятельности,

1. Незаконное осуществление частной охранной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Незаконное осуществление частной детективной (сыскной) деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (Статья 20.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в редакции Федерального закона от 22.12.2008 № 272-ФЗ)

За незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов на лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности (при исполнении им служебных обязанностей), может быть наложен административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов. (Статья 17.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях. в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей. (Ст.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Нарушение правил учета, хранения, ношения оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Ст.20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Стрельба из оружия в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил влечет наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой. (Ст.20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Незаконное использование в частной детективной или охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации и не предусмотренных установленными перечнями, влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере до двух тысяч рублей с конфискацией незаконно используемых специальных технических средств; на руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях – от одной тысячи до двух тысяч рублей. (Статья 20.24. Кодекса РФ об административных правонарушениях в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ.)

Материальная

Охранник не включен в перечень специальностей, с которыми заключаются индивидуальные или коллективные договоры о полной материальной ответственности. (Постановление Минтруда РФ от 31.12 2002г. №85.)

Материальная ответственность может быть возложена на охранника лишь при одновременном наличии следующих обязательных условий:

– прямого действительного ущерба, причиненного работодателю (упущенная выгода взысканию с работника не подлежит (ст.238 ТК РФ);

– противоправного поведения работника и его вины в причинении ущерба (по решению суда);

– причинной связи между действиями (или бездействием) работника и ущербом (доказано в результате оперативно-следственных действий).

Дисциплинарная

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Различаются меры дисциплинарного взыскания и меры дисциплинарного воздействия. Перечень первых прямо предусмотрен в федеральных законах и актах Правительства РФ. Вторые могут устанавливаться в локальных нормативных актах. Меры дисциплинарного воздействия не должны быть оскорбительными для работника, причинять ущерб его чести и достоинству. К ним можно отнести:

1) лишение полностью или частично премии, предусмотренной системой оплаты труда в организации за период, в котором был совершен дисциплинарный проступок;

2) ограничение пользования объектами социально-культурного назначения, принадлежащими работодателю;

3) уменьшение размера или невыплату вознаграждения по итогам работы организации за год;

4) назначение внеочередной аттестации и др.

Контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации осуществляет МВД РФ. (Указ Президента РФ №927 от 19.07.2004г.)

Правовые ограничения в деятельности частного охранника

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. (Часть первая ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ.)

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

(Часть вторая ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №272-ФЗ.)

Охранникам запрещается использовать методы сыска. (Ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».)

Охранникам запрещается

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Запрещается применять оружие

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. (Ст.18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».)

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности. (Ст.17. Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».)

В отношении частного охранника могут проводиться мероприятия оперативно-разыскного характера в соответствии со ст.7 Закона «Об ОРД» №144-ФЗ.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

25 марта, 2009 | Валерий ПРАСОЛОВ

/Yandex.Metrika counter -->