Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.

Тюменская область, г. Ишим,

ул. Рокоссовского, д. 26, зд. 1/2

Тел.: 8(912)923-20-88

Тел.: 8(34551)7-38-81

Тел.: 8(34551)7-44-58

E-mail: ckalfa2016@mail.ru

Vk: ooockalfa

Профессиональный комментарий к Закону Статья 4. Частный детектив

Профессиональный комментарий к Закону
Статья 4. Частный детектив
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности (далее – частная детективная деятельность) и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Комментарий к статье.
Негосударственная (частная) детективная деятельность как отдельный вид социально полезной человеческой деятельности появилась в России более шестнадцать лет тому назад после принятия 11 марта 1992 года закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Ее появление было обусловлено экономическими и политическими изменениями в России, которые происходили в конце 80-х начала 90-х годов прошлого столетия, потребностями в информационном обеспечении предпринимательской деятельности, защите интеллектуальной собственности юридических и физических лиц, а также прав и законных интересов участников гражданского и уголовного процесса путем сбора для них сведений по гражданским и уголовным делам.
Более чем десятилетний опыт осуществления сыскной деятельности свидетельствует, что она востребована в России и потребность в ней возрастает. Ее необходимость и полезность как для государства, так и юридических лиц, граждан не вызывает сомнения. Являясь частной, коммерческой деятельностью, сыскная деятельность вместе с тем успешно сочетает в себе частные и публичные интересы, так как направлена на создание благоприятных условий для успешного осуществления предпринимательской деятельности, защиту прав и законных интересов граждан, оказания содействия правоохранительным органам в решении стоящих перед ними задач. Сегодня в России зарегистрировано свыше 1,5 тысяч частных детективов.
Таким образом, россияне получили возможность в случае необходимости обращаться не только в правоохранительные органы, с которыми порой очень трудно найти взаимопонимание, но и к частным детективам.
До принятия Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 272, частным детективом мог быть любой гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона. Новая редакция предполагает, что частный детектив – индивидуальный предприниматель. Эта новелла лишила частных детективов возможности создавать специализированные предприятия для оказания совместных, комплексных услуг. В россии действует 248 детективных предприятий.
Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Предпринимательской называется самостоятельная деятельность лиц, направленная на получение прибыли. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется по месту его жительства.
Моментом государственной регистрации предпринимателя признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – в ЕГРИП.
Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);
копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в следующем порядке.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или через уполномоченное лицо или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Верховный Суд РФ Решением от 1 августа 2006года признал недействительным пункт 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 “Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению” Требования отрицали право предоставления документов на государственную регистрацию через представителя.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или, в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным(банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Отказ в государственной регистрации
Отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях:
а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) если предприниматель уже зарегистрирован в таком статусе;
г) если не истек срок, на который приговор суда запретил гражданину заниматься предпринимательской деятельностью;
в) если не истек год с момента признания предпринимателя банкротом или с момента прекращения его деятельности в принудительном порядке.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения.
Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
При отказе в государственной регистрации представленные документы не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.
Получив государственную регистрацию, как индивидуальный предприниматель кандидату в частные детективы необходимо получить лицензию на оказание услуг. Лицензирование осуществляется в соответствии со ст.6 комментируемого Закона.
Только после этого частный детектив может оказывать услуги, предусмотренные ст. 3, которая была прокомментирована нами ранее. Частная детективная деятельность в своей основе является сыском, т.е. сбором и проверкой интересующей клиента информации: сведений по гражданским и уголовным делам, а также сведений о личной жизни и поведении отдельных граждан. В некоторых случаях сбор таких сведений может нарушить конституционное право гражданина на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст.23 Конституции Российской Федерации). Поэтому Закон о частной детективной и охранной деятельности запрещает «собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц». Под запрет не попадает сбор сведений о дате, месте рождения, месте жительства и работе, учебе, служебной деятельности, об отношении к своим трудовым обязанностям, прошлой судимости или о фактах привлечения к уголовной ответственности и т.п.
Наблюдение – один из видов сыскной деятельности, оно осуществляется по договору с клиентом в соответствии с целями, указанными в статье 3 Закона. Все виды видео- и аудиозаписи, фото- и киносъемки за пределами жилых и служебных помещений разрешены.
Право сторон гражданского процесса собирать дополнительные сведения, которые могут в дальнейшем выступать в роли доказательств, – это важнейшая гарантия принципа
Данная редакция Закона предусматривает, что сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
В настоящее время у нас в стране есть несколько специализированных общественных организаций детективов. Крупнейшая из них созданная в 2004г. – Общероссийская общественная организация «Объединение частных детективов России».
Объединение в настоящее время имеет свои отделения в 65-ти регионах страны, членами которых являются частные детективы из числа уволенных по положительным мотивам сотрудников оперативных и следственных аппаратов МВД и ФСБ России, обладающих высоким профессиональным уровнем и имеющих большой практический опыт в области сыска.
Данная организация провела несколько мероприятий, подготовила вариант закона о детективах, создала региональные отделения. Штата и аппарата исполнителей, собственного офиса и т.д. не имеет.
В силу малочисленности и специфики работы детективы в общественных мероприятиях, проводимых в рамках деятельности существующих общественных организаций негосудасртвенной сферы безопасности участия, как правило, не принимают.

/Yandex.Metrika counter -->